Ангкор, история.

История длинная и запутанная.
Каждый рассказчик и каждый источник трактует её по своему.
Ниже некоторые узловые пункты, в которых большинство исследователей сходятся, ну или почти сходятся.

Храмы начали строить в 9 веке. Каждый правитель создавал свой кусочек, утверждая тем самым свою божественную власть.
В ХI-ХII веках Империя Ангкора достигла своего наивысшего могущества. Ее владения простирались от низовий Меконга до Индии, а на севере - до района нынешнего Вьентьяна. Могущественные короли совершали походы на восток, север и запад, приводя из них многие тысячи рабов-пленных.
У Империи не было достойных противников, она граничила на суше с варварскими племенами, и лишь индийские и арабские мореплаватели приносили в Ангкор вести из цивилизованного мира - и в свою очередь, рассказывали этому миру об удивительной стране на востоке. Особенно удивляли путешественников порядки при дворе "царей-богов": это было царство женщин, куда запрещалось входить мужчинам. В огромном дворце жили пять тысяч жен "бога", охраняемые "женской гвардией", вооруженной копьями и щитами. В ХII веке Империя еще раз удивила мир созданием невиданного по размерам и красоте храма, Ангкор Вата. Это был настоящий водопад покрытых золотом сверкающих башен, увлекающих взгляд пришельца высоко вверх - к возносящемуся на 65 метров центральному святилищу. Стены храма были сплошь покрыты барельефами, тысячами фигур, пересказывавших сюжеты индийского эпоса "Махабхарата" и эпизоды из жизни строителя Ангкора - Сурьявармана II. Его изображали в виде бога, и он был настоящим богом своей страны, "богом-царем", и "монархом вселенной". Однако строительство Ангкор Вата, так же, как строительство пирамид, довело народ до истощения; социальный кризис был усугублен начавшимся в это время сокращением урожайности. После смерти Сурьявармана (1150) начались восстания и смуты; в 1177 году Ангкор был захвачен и разграблен племенами Чампа (ныне не существующими). Восстановителем Империи стал Джаяварман VII (1181-1218), изгнавший Чампа и покоривший их государство в теперешнем центральном Вьетнаме. Однако новый властитель шел тем же путем, что и его предшественник, огромные массы людей были мобилизованы на строительство храма Байон - еще одного чуда света, призванного затмить Ангкор Ват. Пятьдесят четыре "устремившихся на штурм неба" башни Байона были украшены колоссальными ликами бога Милосердия. Девараджа действительно был милосердным буддистом; он создал сеть бесплатных больниц и странноприимных домов для простого народа. "Он страдает от болезней своих подданных больше. чем от своих собственных, ибо страдание народа есть страдание королей", - говорила надпись той эпохи. Трудно сказать, каким образом это милосердие сочеталось с изнурявшими народ "фараоновыми стройками", во всяком случае после смерти Джаявармана снова начались смуты, Лики "милосердного" были разбиты, и, в конечном счете, народ пришел к "дешевой" религии - обходившемуся без храмов буддизму.
Надписи не сохранили подробностей этих событий - известно лишь, что это было время социальных потрясений во всем буддийском мире.
Так же как во всём мире, монгольское нашествие стало рубежом двух эпох в истории.
В середине ХIII века непобедимая монгольская конница достигла юго-восточного Китая и вынудила к бегству жившие здесь тайские племена. Сотни тысяч воинственных варваров неудержимой лавиной двинулись на юг - на Ангкор. В 1280 году они отняли у Империи долину Менама - теперешний Таиланд: начался долгий период войн и варварских нашествий. В 1353 году тайцы овладели Ангкором и, разграбив его, увели с собой 90 тысяч пленных. Через тридцать лет последовал повторный разгром. Наконец, в 1431 году Ангкор был взят в третий раз, тайцы увели жителей и разрушили все, что можно разрушить.
Последнее короткое упоминание об Ангкоре в 1647 году и всё…
Ангкор «пропал»…
Назад.


Hosted by uCoz